|
В последние годы значительно возрос спрос на закрытые подшипники, в которых при одноразовой закладке смазки тела качения и поверхность желоба защищается специальными шайбами. Металлические защитные шайбы крепятся к наружному кольцу подшипника с двух сторон механически: развальцовкой или с помощью пружинного стопорного кольца, фиксирующегося в специальной кольцевой проточке в наружном кольце, рис.1а. Первый способ неприменим для подшипников высоких классов точности, т.к. сопряжен с деформацией наружного кольца. В производстве приборных подшипников наиболее широко используется второй способ. Однако и этот способ не обеспечивает необходимых требований по параметру отклонения от круглости наружной цилиндрической поверхности подшипников высших классов точности (2 и 4). |
|||
|
На основе исследовательских
и опытно-конструкторских работ, проведенных в CФ ФИАН, был предложен
новый способ крепления защитных шайб, заключающийся в том, что защитная
шайба крепится к наружному кольцу подшипника с помощью импульсной лазерной
сварки в нескольких точках, симметрично расположенных по наружной окружности
шайбы. На основе анализа экспериментальных данных было установлено, что
на наружное кольцо подшипника действуют сжимающие усилия со стороны приваренной
защитной шайбы, приложенные в точках крепления и направленные к центру кольца
вдоль линий, соединяющих отдельные точки сварки. Увеличение объема и количества
точечных сварных соединений приводит к увеличению деформации кольца. С другой
стороны, для обеспечения достаточно высокой прочности крепления количество
точечных соединений должно быть больше определенного минимума. В результате
проведенных исследований установлено, что оптимальное количество N точечных
сварных соединений для приборных подшипников можно определить из соотношения:
, |
|||
Проведен комплекс исследований структуры и прочностных
свойств сварных соединений, влияния концентрации никеля в расплаве и состава
защитной атмосферы на статическую и усталостную прочность сварных соединений
различных марок сталей, применяемых для изготовления колец подшипников
и защитных шайб. |
||||
Замена традиционных механических способов крепления защитных шайб подшипников на лазерную сварку обеспечивает следующие преимущества: значительное повышение точности подшипников после сборки за счет снижения среднего уровня деформации наружного кольца; упрощение конструкции подшипника; снижение трудоемкости изготовления деталей подшипника и его сборки, снижение расхода режущего инструмента; повышение статической и динамической прочности крепления защитных шайб; улучшение качества подшипника по параметру герметичности сборки. Благодаря перечисленным преимуществам разработанный способ крепления защитных шайб подшипников является предпочтительным как для подшипников высших классов точности, так и для подшипников массовых типов. На рис.2 показан общий вид полуавтоматической лазерной сварочной установки для сборки приборных подшипников. Локальность воздействия лазерного излучения и низкий уровень остаточной деформации позволили с помощью прецизионной лазерной сварки решить еще одну важную технологическую проблему: крепление защитных шайб миниатюрных подшипников легкой и сверхлегкой серий. До настоящего времени для этих типов подшипников всеми производителями, включая ведущие зарубежные фирмы, применяется механический способ крепления, заключающийся в фиксации защитной шайбы в наружном кольце за счет трения между пружинящей отбортовкой шайбы и стенкой наружного кольца. |
|
|||
Контакты: |